Аборда́ж (фр. abordage, от bord — борт судна) — способ ведения морского боя во времена гребного и парусного флотов, а также способ сцепления кораблей для передачи (приёма) грузов или людей.
Впервые в истории абордаж упоминается во время Пунических войн. Командующий флотом Гай Дуилий применил эту тактику против искусных мореходов — карфагенян.[1]
Абордаж в военных (пиратских) целях применялся для захвата корабля
противника и находившихся на нём ценностей. Атакующий корабль сходился
вплотную борт к борту с кораблём противника, сцеплялся с ним абордажными баграми, кошками и дреками, чтобы корабли не разошлись во время боя. Затем бойцы абордажной команды высаживались на палубу корабля противника с помощью мостков (имели вид стрелы с платформой размером 5,5 метров на 1,2 метра) и вступали с экипажем неприятеля в рукопашную схватку с использованием холодного и огнестрельного оружия, например, абордажных топоров.
Над палубой корабля натягивали прочную верёвочную сеть для защиты от падающих обломков рангоута. Для защиты квартердека и полуюта,
где находились средства управления судном, между правым и левым бортом
воздвигали две баррикады из брёвен и бочек, наполненных железным ломом. К
фальшборту приваливали скатанные матрацы, образовывающие нечто вроде амбразур. Концы реев на случай абордажа снабжали крюками для разрыва такелажа судна противника. На марсах мачт располагались марсовые стрелки́, чтобы сверху, с более удобной позиции вести огонь по неприятелю. Команда: «На абордаж!»
Захваченное судно — приз или призовое судно — либо затапливалось в
случае нанесения во время боя большого урона, либо под управлением призовой команды в сопровождении захватившего судна транспортировалось в порт. С появлением парового флота и развитием корабельной артиллерии абордаж утратил своё значение.
Комментариев нет:
Отправить комментарий