среда, 30 мая 2012 г.

ГУСАРЫ МОРЯ

ПИРАТЫ СРЕДИЗЕМНОМОРЬЯ В ЧЕРНОГОРИИ
Ни для кого не секрет, что нынешний черногорский Ульцинь – это бывший пиратский город. Мощные пиратские традиции в Черногории исповедовались не только в Ульцине, но и в самом большом южном фьорде Европы, в Боке Которской, этом тайном схроне военных, торговых судов и пиратских флотилий. Кстати, в сербском языке, наряду со словом «пират» используется и другое, вполне почетное, «гусар».
Даже сильное славянское племя Паштровичей, сыгравшее большую роль во времена становления Черногории, построившее множество поселений и монастырей на берегах Адриатики, не пренебрегало «морским делом». В те легендарные времена морской промысел включал сразу три рода деятельности, которыми на одних и тех же кораблях попеременно занимались одни и те же люди: военные моряки, торговцы и пираты. То есть можно было торговать с соседними сильными державами, воевать на стороне своего правителя, а в свободное от «основной работы» время грабить мирные торговые караваны. Впрочем, «мирными» эти караваны можно было назвать очень условно по той же самой причине – моряки противной стороны точно так же торговали, воевали и грабили. Тут уж кто кого…
Однажды Паштровичи «взяли» богатый турецкий караван и на эти средства построили знаменитый остров-крепость Святой Стефан. Нынешний ультрамодный остров-отель тогда надолго стал укрепленной торговой и пиратской базой нарождавшихся славянских княжеств. Впрочем, пиратские колонии существовали на Адриатике и Средиземноморье испокон веков, еще со времен финикийцев, греков, иллирийцев…
АНТИЧНЫЕ ПИРАТЫ. ПИРАТСКИЕ ЦАРСТВА И ШКОЛЫ
скидка 5% в ресторане Porto Pizana
скидка 5% в ресторане Porto Pizana. Распечатайте и покажите менеджеру.
Мореход из Эгейского моря Поликрат первым приобрел широкую известность в качестве пирата. Он владел более чем сотней больших и малых судов. В VI в. до н. э. греки и финикийцы платили ему дань, чтобы обезопасить свои суда и грузы от нападений. Доход от пиратского «рэкета» был так велик, что Поликрат выстроил на острове Самос дворец, ставший достопримечательностью древнего мира.
Расцвет античного пиратства пришелся на эпоху анархии, вызванной гражданскими войнами в Риме I века до н.э., причем базой пиратов была горная область Киликия с ее крепостями. Киликийские пираты помогли Тифону I еще во II веке до н.э. захватить Сирийское царство, после чего получили колоссальные привилегии и выстроили крепости по всему Средиземноморью. Базами пиратов служили многие острова, в особенности Крит. На некоторых островах даже организовали …пиратские школы. Впрочем, это были одновременно и школы мореходов, морских воинов.
Иллирийский правитель Скодри (по его имени названо Скадарское озеро и современный албанский город Скадар — Шкодер) в 228 году до н. э. организовал первое на территории Европы пиратское государство со своей иерархией и правом. С тех пор район Ульциня долго, вплоть до XIX века, сохранял свои пиратские традиции, изредка ненадолго прерываемые.
КАРЬЕРА ОТ ПИРАТА ДО СУЛТАНА
Арудж БарбароссаСреди карибских пиратов англосаксонского происхождения, как известно из литературы, истории и из голливудских фильмов, некоторые «дорастали» даже до губернаторских чинов. На Средиземноморье для отчаянного головореза местного происхождения карьера губернатора не была пределом. Здесь из пиратов возникали настоящие властители государств, как, например, знаменитые братья Барбаросса.
Арудж Барбаросса, 1473-1518, сын простого гончара и основатель варварийского пиратского сообщества. Известен также как Баба Арудж — кровожадный турецкий пират. Барбаросса — его прозвище, с итальянского переводится как «краснобородый», в более широком смысле — «варвар». Вполне вероятно, что в детстве он был крещен в христианскую веру, однако в 16 лет стал мусульманином, приняв имя Арудж. Позднее, после захвата турками острова, где он родился и жил, добровольно поступил на турецкое пиратское судно.
Арудж БарбароссаСмолоду он был бесстрашным и очень жестоким. Побывав в плену у христиан на острове Родос, бежал из плена и возвратился к пиратскому промыслу. Арудж, будучи рядовым пиратом, организовал бунт на корабле, и сам возглавил пиратское сообщество. Вскоре после этого он захватил две галеры Папы Римского Юлия II в 1504 году, получив богатую добычу. Позднее стал султаном Алжира под именем Барбароса I. Погиб в сражении с войсками испанского короля Карла V.
Легенда утверждает, что на всем пути отступления Арудж, стремясь задержать преследователей, разбрасывал серебро и золото, но это не помогло, и Арудж погиб вместе с верными ему пиратами. Узнав об этом, христианская Европа вздохнула спокойно, но ненадолго.
Хайр-ад-Дин, 1475-1546, брат Аруджа Барбароссы, турецкий мореплаватель, могущественный средиземноморский пират, подчинивший своей власти почти все северное побережье Алжира.
Предположительно, в детстве был крещен, затем, как и его старший брат, принял ислам, и стал Хайр-ад-Дином. Хайр-ад-Дин уцелел во время «охоты на пиратов» Карла V, и после гибели Барбароссы I получил крупную пиратскую флотилию. В 1518 году провозгласил себя султаном Алжира Барбароссой II и признал верховную власть Османской империи. Барбаросса II контролировал практически все восточное Средиземноморье, включая Адриатику. Турецкий султан Селим I назначил его главнокомандующим всего своего флота и бейлербеем Африки, то есть “эмиром эмиров”. Таких бейлербеев в Турции тогда было всего семь человек. Последние годы Барбаросса II прожил в Константинополе, в своем дворце над Босфором, где и умер, окруженный почетом и уважением. Богатствам и власти его не было предела, он был похоронен в воздвигнутой им мечети. После смерти Барбароссы II каждый турецкий корабль, выходивший из бухты Золотой Рог, отдавал салют перед его мавзолеем, а команда возносила молитвы в честь величайшего турецкого мореплавателя и могущественного пирата.
ЛЕГЕНДЫ УЛЬЦИНЬСКИХ ПИРАТОВ
С XIV века Ульцинь начал заселяться пиратами из Мальты, Туниса и Алжира. Турецкий мореход и пират Эулг Али (Улич Алия) приблизительно в 1580 году переселил в Ульцинь 40 своих товарищей по «береговому братству». Они грабили все побережье Адриатики от острова Корфу до Неретвы, нападали на венецианские, дубровнические, которские и турецкие корабли. Великое множество пиратов было на всем побережье от Ульциня до Котора. Именно местные пираты в XVII и XVIII веках набрали наибольшую силу и представляли самую большую опасность для торговых караванов. Члены «морского братства» быстро расправлялись с торговыми судами и прятались в адриатических фьордах. Такие пираты, как братья Караминджойа, Лико Цина и Али Ходжа не боялись нападать даже на суда Венецианской Республики, находившиеся под защитой одного из крупнейших флотов того времени. Чуть позже Эулг Али, как это водилось в те годы, стал вице-королем Алжира.
Ульцинь славился также невольничьим рынком. По этой причине в самом городе было много чернокожих жителей. До 1878 года здесь жило до сотни этнических африканцев (по другим сведениям, было около сотни домов, заселенных чернокожими людьми). Одна из площадей города даже называлась Невольничьей.
Самая же известная, до сих пор пересказываемая в народных сказаниях ульцинская история – легенда о пирате Лико Цине. Лико Цина был самым знаменитым пиратом Ульциня. С немногочисленным отрядом он нападал не только на отдельные суда, но и на целые эскадры. Однажды Лико Цина утопил корабль паломников в Мекку (позднее об этой трагедии писали многие авторы, в том числе известные, и она легла в основу киносценариев, правда, без привязки к Ульциню и Лико Цине). Турецкий султан, узнав об этом, приказал поймать и казнить Лико Цину. Была назначена большая награда за голову пирата. К счастью для последнего, на море появился еще один опасный пират — Ламбро (Aralampija), что отвлекло внимание от Лико Цины. Ламбро родился в Греции и был отличным мореходом, удачливым и бесстрашным. Флотоводцы султана не могли справиться с умным и дерзким противником. Новости о грабежах Ламбро стали поступать к султану чуть не ежедневно, причиняемый им ущерб казне был огромен. Султан назначил награду за поимку или уничтожение Ламбро и одновременно, через доверенных людей, предложил выслеженному Лико Цине вступить в поединок с Амбро, пообещав прощение и награду в случае победы. Ульцинский пират согласился сразиться с греком.
Лико Цине удалось победить Ламбро. Султан сдержал обещание и даровал ему и прощение, и звание капитана. Теперь мужчины, потомки уль-цинских пиратов во многих поколениях, с гордостью рассказывают легенду о том, как благодаря своей смелости и отваге приговоренный к смерти пират выиграл не только свою жизнь, но и славу, и высокий ранг капитана турецкого флота.
Еще одна легенда связана с несметными сокровищами ульцинских пиратов, не найденными до сих пор. В 1675 году после венецианско-турецкой Кандийской войны Венеция вынудила Османскую империю заняться уничтожением пиратов, многие из которых были мусульманами или этническими турками. Султан направил к Ульциню турецкий флот во главе с Сулейман-Пашой. Пираты были разбиты, а их несметные сокровища либо затонули вместе с кораблями, либо были заблаговременно спрятаны. Эта история вот уже три с лишним века не дает покоя кладоискателям и авантюристам.
Справедливости ради добавим, что базы пиратов на Адриатике находились не только в Черногории. Например, знаменитый Венецианский карнавал обязан своим возникновением празднику в честь освобождения венецианских девиц из плена хорватских пиратов. Случилось это в 998 году.

Владычество пиратов пошло на убыль с открытием европейско-американских средиземноморских торговых путей. Султаны Алжира и Туниса в XVIII веке по привычке пытались брать дань с американских и европейских кораблей.
Султаны даже нашли поддержку в Британии, традиционно использовавшую в своих целях иноземных пиратов, и не желавшую смириться с потерей колоний Нового Света. Однако, несмотря на британскую помощь, вскоре пираты были разбиты хорошо вооруженными американскими эскадрами.
Пираты на Адриатике окончательно исчезли в начале XIX века, когда в ходе войн с Наполеоном моря стали бороздить русские и австрийские эскадры. Под угрозой военной мощи и искусства адмирала Сенявина, который успешно громил французский флот и наполеоновские гарнизоны, пиратам ничего другого не оставалось, как сменить свой разбойничий промысел на более спокойные занятия. Средиземное море окончательно стало относительно мирным — морем военных и торговых эскадр.
ГЛОССАРИЙ
Пираты — морские разбойники. Однако у искателей удачи в разные времена и в разных странах были и другие названия.
Долопийцы (Dolopians) — древнегреческие пираты, также известные как скирийцы, во второй половине VI века до нашей эры селились на острове Скирос. Основной район их действий — Эгейское море.
Тжекеры — ближневосточные пираты в XV—XI веках до н. э. Встречается несколько различных латинских написаний тжекеров: Tjeker, Thekel, Djakaray, Zakkar, Zalkkar, Zakkaray.
Варварийские пираты действовали в XV—XVI вв. на Средиземном море под началом братьев Барбаросса. Именно в плену у варварий-ских пиратов в Ульцине более четырех лет провел великий испанский писатель Мигель де Сервантес Сааведра, знаменитый автор «Дон Кихота».
Каперы, корсары, приватиры и печелинги. Так назывались частные лица, получавшие от государя лицензию на захват и уничтожение судов враждебных и нейтральных стран; нередко их смешивают с пиратами, что не совсем корректно. Действительно, грань, отделяющая каперов (корсаров) от пиратов, бывала весьма условна. Капер, не исполнявший строго требований своей лицензии, мог трактоваться как пират, но в реальности требования эти нередко нарушались, по объективной необходимости или по чувству безнаказанности. Были случаи, когда подданный нейтральной державы брал каперские свидетельства сразу у нескольких воюющих государей и грабил всех подряд.

Комментариев нет:

Отправить комментарий