Нынче пираты – экзотические персонажи разбоя и грабежа. А
какие-то пять столетий назад они смело бороздили моря и океаны, разоряя и
громя груженые драгоценностями корабли. О них слагали легенды, писали
исторические летописи. Пираты Черного моря также не отставали от своих
собратьев по оружию. Многие герои позабылись, но имена «достойных» до
сих пор отражаются в захватывающих фильмах и книгах. В них
разворачиваются исторические сражения и баталии, а также интригующие
походы отважных флибустьеров за сокровищами.
Зарождение пиратства в Черном море произошло
еще в средневековье разбоем и грабежом торговых галер. Древние летописи
упоминают о нападениях греками на торговых мореходов еще в IV веке до
нашей эры. В Азовском и Черном морях III века нашей эры главенствовали
племена:
– готы;
– славяне;
– византийцы;
– генуэзцы.
Каждый купец должен был отразить нападения древних пиратов. Иначе морские волки забирали торговые суда со всем грузом.
Из истории пиратов Черного моря
В XIII – XIV веках процветает «Генуэзский период» в
Азово-Черноморской акватории. Появились корсары (каперы) – узаконенные
властью пираты. Они имели специальные патенты и могли нападать на
вражеские военные и торговые корабли. В случае попадания в плен,
корсаров выкупали за вознаграждение. Отличившихся своими победами,
короли одаривали героев высокими должностями, вплоть до губернаторства
(Генри Морган, 1635-1688 – губернатор острова Ямайка). Часть добычи
каперы отдавали государству в казну. Особенно проявили себя византийцы и
турки своей жестокостью к генуэзским купеческим судам. Морские баталии
происходили у крымских берегов.
1340 год – генуэзская флотилия во главе с Симоне ди Кварто попыталась
дать бой вражеским кораблям. Но эта эскадра сама стала пиратской,
истребив турецкий флот.
1350 год – нападение венецианской морской армии и полный разгром генуэзских кораблей.
1374 год – итальянский корсар Лючино Ториго начал погром торговых
судов от керченского пролива, пройдя реки Дон и Волгу, до Каспийского
моря. Возвращаться домой пришлось степями. В ходе сухопутной экспедиции
домой часть награбленной добычи пришлось оставить.
1444 год – нашествие в Черное море французского флота герцога
Бургундского под командованием Жофруа де Туасси. Он попытался атаковать
древний город Вати (ныне Батуми), но был начисто разбит генуэзскими
кораблями из города Кафы.
Турки захватили Византию – это было время перераспределения пиратами сфер влияния на просторах Черного моря.
1453 – 1459 гг. – Генуэзско – Синопская война разгорелась из-за попытки турков захватить Кафу.
1475 год – на непродолжительный срок главенствовать Черным морем стал
турецкий флот. Запорожские и Донские казаки на гребных судах составили
им конкуренцию.
1754 год – атаман Фока Покатило сжег город Аккерман. Не взяв
какие-либо крепости, казаки-флибустьеры жестко грабили и захватывали
вражеские корабли.
1575 год – гетман Богдан Ружинский разграбил город Гезлев.
Одержимые победой запорожские казаки сожгли полностью город Синоп,
пострадали поселки близ Стамбула. Нашествия были регулярными и
завершились в 1774 году.
Кавказская война стала для пиратов Черного моря временем затишья.
Лишь редкими набегами на небольшие суда промышляли морские злодеи. Горцы
с черкесами на своих гребных галерах получали достойный ответ от
военных кораблей с казаками и солдатами черноморского флота. Им
приходилось отступать и уходить обратно к горным ущельям.
Казаки корсары
Корсарами казацкого войска были каторжники, бежавшие из Московских тюрем, и мореходы родом из Крыма.
Есть мнение, что попадались среди них и потомки хазаров. Нападения
турецких и татарских агрессоров становились чаще. Многим казакам были по
нраву воинственные походы на галерах с захватом вражеских кораблей. В
основном по кинематографу казак представлен верхом на коне. Но до конца
XVII века они передвигались по степям пешком. По морям бороздили на
специальных челнах «Чайках».
Эти беспалубные судна были очень маневренны и идеально подходили для
передвижения по рекам и неглубоким прибрежным пространствам. Одна
«Чайка» вмещала в себя до 50 гребцов. Они переносили лодку на плечах
через днепровские пороги. Связки из камыша и тростника служили
поплавками, дабы не опрокинулся челнок с малыми бортами. Они же служили
маскировочным камуфляжем на прибрежных границах крепости.
1648 – 1690 годы – закат казацкого пиратства в период правления
Богдана Хмельницкого. Последняя добыча – захват турецкого флота с
золотом крымского хана.
Морским разбоем славились многие народы. Но особо значимый след в истории черноморского пиратства оставили именно казаки.
Багамы – пиратский рай
В 17 веке пираты облюбовали райские Багамские острова. Сегодня это
фешенебельный курорт. А ранее в столице – городе Нассау – торжествовала
анархия и беззаконие пиратского братства.
Багамы принадлежали британскому королевству, но из-за отсутствия
правления губернатором, власть попала в руки к морским разбойникам.
Численность их флотилии росла пропорционально количеству захваченных
кораблей. Армия пиратов доходила до тысячи головорезов. В те времена
флибустьеры (каперы) называли столицу Багам Чарльзстаун. Только в 1718
году англичане в жестоких сражениях вернули под свой контроль Нассау.
Легенды пиратской братии
Самый известный пират, прославившийся особой жестокостью и чрезмерной жадностью, Черная Борода.
Прежде его звали Эдвард Рич. Он рассекал океаны на сорокапушечном
корабле под именем «Месть королевы Анны» и повсюду наводил ужас. Принцип
безжалостного капитана – в плен никого не брать. Многие пиратские
лидеры оставляли жизнь своим пленникам. Бедолаг сажали в шлюпки, иногда
без воды и продуктов. Но дарили шанс на спасение. Черная борода
уничтожал всех пленных, после подсчитывал награбленный куш.
Прозвище Черное сердце носил один из успешных пиратов по
имени Бартоломью Робертс. Он рассекал морские волны и громил богатые
корабли в начале 18 века. Отличался особой смелостью и необычной удачей.
В 1719 году его флотилия насчитывала до 400 пиратских фрегатов. Он
сражался с вражескими кораблями, не имея превосходства в силе. Атаковал и
брал в плен зачастую одной дерзостью и отвагой. Историки говорят о
Бартеломью, как о красавце со щегольскими замашками. Знаменитый пират
погиб в бою вместе с командой в 1722 году в рассвете сил.
Среди черноморских джентльменов удачи были не одни лишь беглые злодеи
и нищие. Знаменитый шотландский корсар Уильям Кидд (прозвище «Капитан Кидд»)
был дворянского рода. Он служил в британском военном флоте. Офицер сам
преследовал морских разбойников. Черствость и жажда наживы перекинули
его на вражескую сторону. В 1698 году хитростью шотландец захватил
английский флот с золотом. Атаковал английских купцов под флагом
Франции. Получив горы золотых и серебряных монет, Кидд не смог вернуться
к армейской службе.
Серьги и повязки – пиратские атрибуты
В книгах все морские волки носят в ушах серьги. Это был ритуал
посвящения в корсары юных морских дьяволов. Серьгу надевали, впервые
пересекая черту экватора или Огненную Землю – мыс Горн. Пираты почитали
серьгу, как оберег хорошего зрения. Существовало даже поверье, что она
вылечит слепоту. Некоторые использовали заговоры и заклинания на
могущественный аксессуар, чтобы не утонуть. Эти суеверия были причиной
повальной моды носить в ухе серьгу.
Смотря художественные фильмы, можно подумать, что многие каперы были
одноглазыми. Имиджем отважного флибустьера действительно была черная
повязка. Но это далеко не всегда означало, что хозяин с одним глазом.
Так было легче прицеливаться, а в бою надевать повязку не было времени.
Устав пиратского бытия
На суше разбойники могли вытворять все, что им вздумается. Однако на
бандитском фрегате царил закон строгой дисциплины. От ее соблюдения
зависела жизнь целой команды. Вновь прибывший на борт пират подписывал
договор с капитаном. Главное правило – полное подчинение боцману и
капитану. Обращаться к ним простому смертному моряку строго запрещалось.
Следующее правило – оговаривалась часть добычи. Затаенные украденные
драгоценности карались немедленной смертью, дабы другим «джентльменам»
неповадно было повторить.
Наказания были жестоки. «Прогулка по рее» – обычный способ казни.
Связывали руки и заставляли пройтись вдоль тонкой реи. Человек
паниковал, сваливался за борт и тонул. Не менее жестокое наказание под
названием «Тащить под килем». Тащили в основном провинившегося пирата
или дерзкого пленного. За веревки перетаскивали человека под дном
фрегата с одной стороны борта на другой. Ракушки и мидии, прилипшие к
днищу, оставляли глубокие раны на теле виновного. Если человек не
захлебнулся в ходе экзекуции, то залечивал рубцы несколько недель.
Пиратское государство
Пираты бороздили морские стихии во всех регионах – Центральная
Америка, страны Европы и Азии (от Британского Королевства до Южной и
Восточной Азии). В 17-18 веках происходила повальная колонизация стран
Центральной Америки европейскими военными флотилиями. Порабощенные
народы лишались домов и денег. Многие шли в пираты на разбойный
промысел. Историкам известны факты набегов северных наций на города
Древней Руси.
Берберские корсары были на службе у Османского императора. Во времена
борьбы с рыбаками соседних провинций в 1630-1640 годах испанцы брали на
службу дюнкерских каперов. Британская империя в 17-18 веках
главенствовала по всему океанскому простору. На ее службе был целый
корсарский флот, который атаковал торговые суда других государств.
Обычные пираты ничем не отличались от своих собратьев-корсаров
состоящих на службе в плане разбойного промысла. Но вторые имели патент и
могли избежать виселицы. Государство могло выкупить попавшего в плен
служащего пирата и наградить за выполнение долга перед державой. Так
знаменитый Генри Морган удостоился звания губернатора на острове Ямайка.
Античные источники о пиратах
Про пиратов черного моря упоминают древние источники. 7 ст. до н.э. –
нападения на корабли греческих пиратов, в этот же период на море
действовали фракийцы, скифы, черкесы, славяне. Позже, в III столетии,
власть над Черным морем оказалась в руках готов, мешавших торговле
Боспорского царства разбойными нападениями.
- Поэт А. Родосский (III век до н.э.) в поэме «Аргонавтика» назвал Черное море Авксинским (агрессивное, злое), поскольку в его водах хозяйничали пираты. Позже море стали называть Понт Эвксинский – гостеприимное.
- Известные авторы древности – Геродот, Аристотель и другие – упоминают о существовании на Черноморском побережье морских разбойников.
Особенности судостроения
Пиратские лодки создавались без единого гвоздя. Борта верхней части
были расположены близко друг к другу, корпусная – была расширена. Во
время шторма над бортами укладывали доски, создавая своеобразную крышу
для защиты от непогоды. Носовую и кормовую часть делали заостренной, это
позволяло судну пристать к берегу любой стороной. Подобные лодки
назывались «комары», что в переводе с греческого означает «сводчатая
повозка».
Комментариев нет:
Отправить комментарий