понедельник, 21 октября 2019 г.

Черкесские пираты в Черном море.

На протяжении многих веков адыги (черкесы) - коренные жители Кавказа, славились по всему миру как великолепные наездники и умелые воины. Их конные дружины стремились привлечь на свою сторону русские князья и российские цари, турецкие султаны и татарские ханы, польские короли и украинские гетманы. Однако сегодня мало кто знает, что когда-то военная слава горцев гремела не только на суше, но и на море.

Античные хроники о черноморских пиратах. 

Первые письменные сведения о морских походах зихов и гениохов (предков адыгов и абхазцев) относятся к I в. н.э. По свидетельствам древнегреческого географа Страбона и римского историка Корнелия Тацита горцы пользовались маленькими легкими галерами, построенными без использования медных и железных скреп, вмещавшими двадцать-тридцать человек, которые греки называли камарами (от греческого "камара" - повозка со сводчатым верхом). Снаряжая многочисленные флотилии таких "камар", они господствовали в Черном море. Причем господство достигалось не столько за счет банального грабежа купеческих судов, сколько путем организации масштабных пиратских экспедиций против приморских городов и целых государств, сопровождавшихся блокадой морских торговых путей и гаваней, дерзкими десантными операциями на берегу и захватом пленных. И все это на фоне полной неспособности греков и римлян, доминировавших на суше, уничтожить, или хотя-бы обуздать корсаров. Так, в частности, пиратские рейды кавказцев сильно подрывали экономические связи соседнего Боспорского царства с полисами и государствами Причерноморья и Средиземноморья. Однако цари Боспора, оказавшись не в состоянии противостоять горцам военными средствами, вынуждены были на протяжении нескольких веков предоставлять им свои корабельные стоянки и рынки для сбыта награбленной добычи. Таким образом, примерно за 800 лет до начала морских походов викингов, адыги приобрели репутацию умелых мастеров, строивших суда оригинальной конструкции, опытных мореходов и отважных воинов, бороздивших на этих судах морские просторы в поисках добычи, славы и приключений. Подобную репутацию они сохраняли за собой и в дальнейшем.     

Эпоха господства: черкесские пираты в Черном, Азовском и Средиземном морях. 


До конца XVIII в. приморские адыгские племена: шегаки, гуае, натухайцы, шапсуги, а также родственные адыгам убыхи, безраздельно господствовали на Черноморском побережье от Тамани до Адлера. Отсюда они регулярно совершали морские набеги на Крым, Грузию, Византию, а затем и Турцию. Кроме того, вплоть до XVII в., черкесы, через устье Дона, нередко вторгались в Азовское море, либо, поднимаясь до излучины Дона, волоком перетаскивали свои суда в Волгу и спускались в Каспий, где нападали на мусульманские княжества на территории современного Азербайджана. Периодически их флотилии появлялись и в Средиземноморском бассейне. Так в X в., совместно с пиратскими эскадрами руссов, они грабили побережье Андалусии и Каталонии. В XV-XVI вв. принимали активное участие в борьбе черкесских мамлюков Египта за контроль над Средиземным морем. Причем на протяжении всего периода средневековья и начала нового времени их успешная деятельность протекала в условиях активного противодействия со стороны флотов мощнейших морских держав того времени – Византии, Генуи, Венеции, Турции, и жестокой конкурентной борьбы со стороны других «джентльменов удачи». В те суровые времена пиратством, грабежом соседей и работорговлей занимались многие – русские бродники и ушкуйники, запорожские и донские казаки, голландские каперы, английские корсары, французские флибустьеры, алжирские и тунисские пираты и др. Вместе с тем, нельзя не отметить, что в отличие от своих европейских и восточных «коллег», кавказцы, верные обычаям предков и кодексу чести гор (подробней о рыцарских обычаях адыгов в статье: Адыгэ Хабзэ и кодекс бусидо, японские самураи и черкесские уорки), никогда не отличались необоснованной жестокостью. Они не вешали людей на реях, не протаскивали их под килем, не заставляли идти с завязанными глазами по доске, не высаживали на необитаемых островах и т.п. Зато известно, что они, подобно викингам, сжигали своих погибших вождей на кораблях и воинскую славу ставили превыше добычи.

Кавказские «дракары» - суда черкесских пиратов. 


Со времен средневековья и до середины XIX в. черкесские корсары, как и в античности, пользовались для своих походов изделиями местных корабелов. От «камар» древности они отличались только несколько большими размерами и грузоподъемностью и относились к категории легких беспалубных плоскодонных парусно-гребных судов, обладавших высокой мореходностью и, в то же время, способностью плавать на мелководье. В европейских письменных источниках того времени эти суда именовались галерами. Самые крупные из них могли принимать на борт до 140 человек. Однако большинство черкесских галер имело около 16 метров в длину, 3-4 метра в ширину и вмещало от 40 до 60 человек. Их оснащали 8-12 гребными веслами с каждого борта и рулевым веслом, а позднее, румпелем на корме. Соответственно, гребцы составляли от половины до двух третей всего экипажа, в то время как остальную часть команды формировали стрелки, при необходимости, образовывавшие передовую абордажную партию. Короткие гребные весла с поперечными перекладинами для рук прикреплялись к бортам при помощи длинных уключин. Такая конструкция давала возможность беспрепятственно грести в узких руслах горных рек и на мелководье. Корма галеры, изогнутая и приподнятая относительно средней части, имела одинаковую форму с носом, что позволяло судну двигаться с высокой скоростью как вперед, так и назад, без разворота (для этого гребцам было достаточно просто повернуться на своих скамьях на 180 градусов). Но, в отличие от кормы, нос обычно украшали резной головой оленя, козла или барана. Еще одна конструктивная особенность черкесских судов заключалась в том, что верхние части их бортов располагались близко друг к другу, а книзу остов расширялся. Во время штормовой погоды борта наращивались специальными досками, образуя крышу, защищавшую экипаж от непогоды, а сами суда от захлестывания волной. Кроме того, для улучшения мореходных качеств по бортам привязывались валики, сплетенные из пучков камыша, которые повышали положительную плавучесть галер, не тонувших даже тогда, когда их корпус наполнялся водой. Несмотря на малые размеры и водоизмещение, они обладали достаточно большой вместительностью и грузоподъемностью. Помимо экипажа, внутри галер помещались запасы походной провизии, пресной воды, пороха, пуль, различного снаряжения, а в случае удачного похода – захваченная добыча и пленные. Иногда на борту перевозили даже лошадей (подробней см. в статье: Кабардинская (черкесская) лошадь).  
Высокая грузоподъемность позволяла использовать их не только в военных, но и в торговых целях. Наряду с тем они отличались необыкновенной легкостью, благодаря которой команды могли на руках вносить свои суда на берег и прятать их в лесной чаще. Движение вдоль берегов и во время атаки осуществлялось только на веслах. Темп гребли задавался своеобразным напевом, который черкесские гребцы исполняли на два голоса, сопровождая его движением весел, причем сила гребка зависела от тона напева. В открытом море, при попутном ветре, в качестве вспомогательного движителя употребляли небольшой прямоугольный парус, крепившийся на легкой съемной мачте. Ориентировались в этом случае по солнцу и звездам, а в более позднее время – при помощи компаса.

Внезапность и натиск - тактика боя черкесских пиратов. 



Приблизительно с конца XVIII в. горцы стали вооружать свои галеры 2-4 легкими пушками-фальконетами, помещавшимися в их носовой и кормовой части. Это могли быть орудия турецкого, английского или российского литья, купленные за границей, либо снятые с захваченных и потерпевших крушение кораблей. Фальконеты стреляли картечью и мелкими свинцовыми ядрами калибром около 50 мм. Они были достаточно эффективны в борьбе с небольшими яхтами, баркасами и т.п. судами, однако не могли причинить серьезного вреда крупным парусным кораблям. Поэтому, с их появлением, тактика морского боя, применявшаяся адыгами еще с эпохи античности, не претерпела значительных изменений. Она включала быстрое и внезапное сближение с кораблем противника и его захват в абордажной схватке. Борьба с крупными парусниками велась, как правило, силами нескольких галер, атаковавших с разных сторон. Галеры в такой борьбе имели то преимущество, что их скорость и маневренность не зависели от силы и направления ветра. Небольшие размеры и низкие силуэты галер позволяли горцам замечать неприятельские корабли раньше, чем противник обнаруживал их, и, учитывая соотношение сил, либо атаковать, либо уклоняться от боя. Внезапность достигалась тем, что нападение обычно совершалось либо ночью, либо со стороны солнца, либо в тумане. Если на этапе сближения эффект внезапности оказывался утраченным, черкесские стрелки, входившие в состав экипажей галер, начинали обстреливать из винтовальных кремневых ружей (винтовок) и фальконетов вражескую команду, с целью заставить последнюю покинуть верхнюю палубу корабля и лишить ее, таким образом, возможности препятствовать абордажу. Затем, при помощи багров и «кошек» (абордажных крючьев), горцы сцепляли свои галеры с неприятельским судном "борт в борт" и высаживали на его палубу абордажную партию, которая вступала в рукопашную схватку и осуществляла захват. В ходе рукопашной схватки употреблялись пистолеты, боевые дробовые ружья - мушкетоны, шашки и кавказские кинжалы кама.
 
 


История, Черкесские пираты, Адыги, Пираты, Пираты в Черном море, Пираты Черного моря,
На фото легкие пушки-фальконеты, использовавшиеся горцами для вооружения галер в первой половине XIX века.

История, Черкесские пираты, Адыги, Пираты, Пираты в Черном море, Пираты Черного моря,
Вооруженные дальнобойными винтовальными кремневыми ружьями, стрелявшими на 800-900 шагов, черкесские стрелки, входившие в состав экипажей галер в XVII - середине XIX веков, обстреливали команду вражеского корабля, с целью заставить последнюю покинуть верхнюю палубу и лишить ее возможности препятствовать абордажу. При этом сами стрелки оставались, как правило, вне зоны досягаемости огня гладкоствольных ружей, находившихся на вооружении команд европейских и российских торговых судов. На фото черкесские кремневые винтовки начала - середины XIX в.

История, Черкесские пираты, Адыги, Пираты, Пираты в Черном море, Пираты Черного моря,
На фото черкесские кремневые пистолеты XVIII - первой половины XIX вв. В силу своей сравнительной компактности, это оружие было весьма удобным "инструментом" в тесноте абордажной схватки.

История, Черкесские пираты, Адыги, Пираты, Пираты в Черном море, Пираты Черного моря,
Шашки XVIII - первой половины XIX вв. - излюбленное оружие черкесских корсаров, которым рубили не только головы, но и такелаж вражеских кораблей.

История, Черкесские пираты, Адыги, Пираты, Пираты в Черном море, Пираты Черного моря,
В отличие от черкесских наездников, предпочитавших кинжалы небольшого и среднего размера (образцы 4 и 5), морские воины адыгов пользовались крупными, слегка изогнутыми кваадарами (образец 1), или большими прямыми  кавказскими кинжалами кама (образцы 2-3), нередко заменявшими им шашки. В рукопашном бою такие кинжалы были гораздо эффективней европейских абордажных сабель, поскольку ими можно было не только рубить, но еще и колоть и резать.

История, Черкесские пираты, Адыги, Пираты, Пираты в Черном море, Пираты Черного моря,
Во время абордажного боя кольчуги и шлемы надежно предохраняли кавказских корсаров от ударов холодного оружия противника. Но, в случае падения в воду, кольчуга неотвратимо тянула своего хозяина на дно, к тому же стоила она недешево. Поэтому основная масса простых воинов обходилась без них.

История, Черкесские пираты, Адыги, Пираты, Пираты в Черном море, Пираты Черного моря,
Черкесские корсары в бою.


 

Черкесские пираты в Черном море в период Кавказской войны.


В XVIII – начале XIX вв., по мере планомерного военного продвижения Российской империи в Крым и на Кавказ, суть которого сводилась к обретению господства над Черным, Азовским и Каспийским морями, черкесское мореходство постепенно стало приходить в упадок. На первом этапе адыгам полностью перекрыли выходы в Азов и Каспий, а затем захватили Тамань, издревле являвшуюся одной из главных баз местных корсаров. Следующим этапом стала блокада восточного берега Черного моря, рассматривавшаяся царским военным командованием в качестве важнейшего средства покорения Северо-Западного Кавказа. Блокада осуществлялась путем крейсерства российских военных судов на пространстве от Поти до Геленджика и подкреплялась строительством в стратегически важных местах побережья укреплений образовавших Черноморскую береговую линию. Все эти меры сильно сократили военное присутствие горцев на море, количество их морских стоянок и, как следствие, ограничили рыболовство, торговлю, ввоз оружия и продовольствия из-за границы. Осознавая опасность создавшегося положения, адыги и их союзники убыхи оказывали отчаянное сопротивление. Прибрежные воды Черкесии стали ареной ожесточенных морских сражений и каперства, практиковавшегося обеими сторонами. Одновременно горцы с суши и с моря штурмовали укрепления Черноморской береговой линии. В 1840 году им даже удалось разрушить несколько фортов и на время значительно ослабить морскую блокаду страны. Именно в этот период черкесские корсары в последний раз покрыли себя громкой воинской славой, но уже не в качестве «джентльменов удачи», а в качестве патриотов, до конца защищавших свою многострадальную Родину. Помимо чисто боевых задач их флотилии выполняли многочисленные вспомогательные функции. Они осуществляли морскую связь между прибрежными адыгскими племенами и их союзниками - убыхами и садзами, использовались для разведывательных целей, эскорта турецких и английских торговых кораблей, решившихся нарушить морскую блокаду побережья, а также поддерживали регулярную связь с Константинополем и участвовали в доставках на Кавказ оружия, боеприпасов и снаряжения из-за границы. Однако судьба вольной Черкесии была предрешена. В 1864 году, после окончания Кавказской войны и выселения подавляющего большинства коренных жителей в Турцию, оказалась перевернута последняя страница морской истории одного из древнейших народов Северного Кавказа (кратко о причинах, итогах и последствиях "Кавказской войны"). 


История, Черкесские пираты, Адыги, Пираты, Пираты в Черном море, Пираты Черного моря,
Азовские казаки, осуществлявшие в период Кавказской войны патрулирование морской акватории Черноморской береговой линии,  атакуют торговое турецкое судно.


История, Черкесские пираты, Адыги, Пираты, Пираты в Черном море, Пираты Черного моря,
Карта Кавказской войны.



Автор текста: © Джамбулат Аутлев
 

Комментариев нет:

Отправить комментарий