среда, 23 октября 2019 г.

Пираты Вест-Индии и Индийского океана второй половины XVII — начала XVIII вв

В настоящей статье вниманию читателей предлагается материал, раскрывающий некоторые интересные подробности такого явления человеческой истории, как "Золотой век" пиратства.

Покой нам только снится
 Как долго пиратам удавалось уходить от правосудия? Сколько времени обычно продолжалась их карьера? И часто ли им удавалось, набив за годы морского разбоя сундуки с сокровищами, уйти на покой? Для ответа на эти вопросы можно привести некоторые интересные моменты биографий двенадцати наиболее известных морских разбойников "Золотого века" пиратства (в расширенном понимании), который продолжался примерно семьдесят лет. Условной датой его начала можно считать 1655 г., когда англичане захватили Ямайку (что позволило пиратам обосноваться в Порт-Ройале, как ранее на Тортуге), а датой окончания 1730 г., когда пиратство в Карибском море и Атлантике (а еще раньше в Индийском океане) было окончательно ликвидировано.

Пираты Вест-Индии и Индийского океана второй половины XVII — начала XVIII вв

Остров Тортуга. Цитадель пиратов Карибского моря с 1630-х по начало1690-х г.г. Карта XVII в.


Эдвард Мансфилд — был капером (получил патент от губернатора Ямайки) в Вест-Индии с начала 1660-х до 1666 г. Возглавлял пиратскую флотилию. Умер в 1666 г. от внезапной болезни во время нападения на остров Санта-Каталина, а по другим данным погиб в результате нападения испанцев на пути за помощью в Тортугу.

Франсуа Л'Олонэ — был капитаном пиратом в Вест-Индии. Пиратствовал с 1653-1669 г.г. Погиб в 1669 г. в заливе Дарьен, у берегов Панамы, во время нападения индейцев.

Генри Морган — был пиратом в Вест-Индии с 50-х годов XVII в., а с 1667-1671 г.г. капером (получил патент от губернатора Ямайки). Был предводителем пиратской флотилии и даже получил неофициальное звание "Адмирал пиратов". Умер своей смертью в 1688 г. (предположительно от цирроза печени из-за чрезмерного употребления рома) в Порт-Ройале, на Ямайке.

Томас Тью — несколько лет (предположительно с 1690 г.) был пиратом в Вест-Индии, а с 1692-1695 г.г. капером (получил патент от губернатора Бермудских островов). Считается первооткрывателем пиратского круга. Был капитаном пиратом в Индийском океане. Погиб в Красном море в районе Баб-эль-Мандебского пролива в сентябре 1695 г. при нападении на торговый корабль "Пророк Моххамед". Тью постигла ужасная смерть: в него попало пушечное ядро.


Пиратский круг. Этим маршрутом плавали английские пираты Вест-Индии и Атлантики с конца XVII в. и до начала 1720 г.г.


Генри Эвери, по прозвищу "Длинный Бен" — с 1694-1696 г.г. был капитаном пиратов в Индийском океане. После захвата в Красном море в 1695 г. торгового корабля "Гансвэй" уплыл обратно в Вест-Индию. Затем оказался в Бостоне, после чего исчез. За его голову была назначена награда в 500 фунтов, но найти Эвери так и не удалось. По одним слухам перебрался в Ирландию, по другим в Шотландию.

Уильям Кидд — с 1688 г. был флибустьером, а затем капером в Вест-Индии (получил патент от губернатора Мартиники). Перешел на сторону англичан и на некоторое время уходил на покой. В 1695 г. был нанят влиятельными людьми Новой Англии для поимки пиратов, в том числе Томаса Тью, а также получил приватирский патент на грабеж кораблей под французским флагом. Однако из-за вспыхнувшего бунта был вынужден заняться морским разбоем, продолжавшимся с 1697-1699 г.г.

Добровольно сдался в руки правосудия. Повешен (с помещением в железную клетку) 23 мая 1701 г. по приговору суда в Лондоне за убийство матроса Уильяма Мура и нападение на торговый корабль "Кедахский купец".


Эдвард Тич, по прозвищу "Черная Борода" — с 1713 г. был рядовым пиратом у капитана Бенджамина Хорниголда, а с 1716-1718 г.г. сам был капитаном пиратов, орудовавших в Карибском море и Атлантике. Был убит в схватке с лейтенантом Робертом Мейнардом на палубе шлюпа "Джейн" 22 ноября 1718 г. у острова Окракоук, рядом с побережьем Северной Каролины.


Схватка на палубе шлюпа "Джейн". В центре Роберт Мейнард и Черная Борода. Картина начала XX в.


Сэммюэль Бэллами — был капитаном пиратов в Карибском море и Атлантике с 1715-1717 г.г. Утонул во время шторма 26-27 апреля 1717 г. на корабле "Вайда" вместе с большей частью команды у побережья Массачусетса, в районе мыса Кейп-Код.

Эдвард Инглэнд — был пиратом в Карибском море с 1717 г., а с 1718-1720 г.г. капитаном пиратов в Индийском океане. Был высажен взбунтовавшейся командой на одном из необитаемых островов в Индийском океане. Сумел вернуться на Мадагаскар, где был вынужден заняться попрошайничеством. Умер там же, в 1721 г., в полной нищете.

Стид Боннет — был капитаном пиратов в Карибском море и Атлантике с 1717-1718 г.г. Повешен по приговору суда 10 декабря 1718 г. в Чарльстоне, Северная Каролина, за пиратство.


Повешение Стида Боннета 10 декабря 1718 г. Букет цветов в руках означает, что казнимый раскаялся в совершенном преступлении. Гравюра начала XVIII в.


Джон Рэкхем, по прозвищу "Ситцевый Джек" — несколько лет был контрабандистом, а с 1718 г. капитаном пиратов в Карибском море. В 1719 г. был помилован губернатором Нью-Провиденса Вудсом Роджерсом. Однако, уже в 1720 г. принялся за старое. Повешен (с помещением в железную клетку) по приговору суда 17 ноября 1720 г. в Спэниш-Тауне, на Ямайке, за пиратство.

Бартоломео Робертс, по прозвищу "Черный Барт" — был капитаном пиратов в Карибском море и Атлантике с 1719-1722 г.г. Погиб 10 февраля 1722 г. от попадания залпа картечи у западного побережья Центральной Африки, в районе мыса Лопес, при атаке английского королевского военного корабля "Своллоу".

Как видим, жизнь пиратов, даже таких отъявленных головорезов, в большинстве своем была недолгой. Любого человека, решившего связать свою жизнь с морским разбоем в те суровые времена, почти наверняка ждала гибель. А те счастливчики, которым удавалось выжить, доживали свой век в нищете и страхе за свою жизнь. Из этих знаменитых пиратов лишь Морган (и возможно Эвери) закончил свой век свободным и состоятельным человеком. Только очень немногим пиратам удавалось накопить состояние и уйти на покой. Почти всех ждала виселица, смерть в бою или морская пучина.

Как выглядели пираты


Художественная литература и кинематограф создали в сознании большинства людей классический образ пирата с пестрым платком-банданой на голове, кольцом в ухе и черной повязкой на одном глазе. На самом деле, настоящие пираты выглядели совсем по-другому. В реальной жизни они одевались так же, как и обычные моряки своего времени. У них не было какой-то своей, специфической одежды.

Эксквемелин, сам бывший пиратом с 1667-1672 г.г. и принимавший непосредственное участие в знаменитой экспедиции пиратов во главе с Морганом по захвату Панамы (города), писал:
"Пройдя еще немного, пираты заметили башни Панамы, трижды произнесли слова заклятия и принялись кидать вверх шляпы, заранее уже празднуя победу".



Флибустьеры в захваченном испанском городе. Гравюра XVII в.


В своей книге "Пираты Америки" 1678 г. Эксквемелин ни разу не упоминает о том, что пираты носили на головах платки. Вполне логично, что в условиях тропической жары и палящего солнца, которые обычны для Карибского региона большую часть года, широкополые шляпы давали хорошую защиту от солнечных лучей. Да и в сезон дождей они помогали не промокнуть до нитки.


Капитаны пиратов Франсуа Л'Олонэ и Мигель Баск. Гравюра XVII в.


Носили ли пираты в море широкополые шляпы постоянно? Скорее всего нет, так как во время сильного ветра на море их наверняка бы сорвало с головы. Начиная с 60-х г.г. XVII в. широкополые шляпы начинают быстро вытесняться получившими огромную популярность треуголками. Именно в треуголках изображено большинство пиратов на старинных гравюрах конца XVII-начала XVIII в.


Генри Эвери, по прозвищу "Длинный Бен". Гравюра начала XVIII в.


Как правило, у моряков в те времена был один комплект одежды, в котором они ходили до полного его износа. Затем покупали новый костюм. К тому же у людей, промышляющих морским разбоем, всегда была возможность отобрать хорошую одежду у своих жертв на захваченном корабле, если, конечно, пираты не решали объявить все захваченное общей добычей и продать с торгов своим перекупщикам в порту. А одежда, до эпохи появления массового производства в XIX в., стоила дорого. Хотя иногда пираты одевались как настоящие франты. Так, знаменитый пират начала XVIII в. Бартоломео Робертс перед сражением надевал ярко-красный жилет и брюки, шляпу с красным пером и алмазный крест на золотой цепочке.


Бартоломео Робертс, по прозвищу "Черный Барт". Гравюра начала XVIII в.


Судя по старинным гравюрам, многие пираты носили усы, а иногда и бороду. Для пирата Эдварда Тича, его густая и действительно черная борода стала неотъемлемой частью образа. Иногда он вплетал в нее ленточки.

Кроме того, он подкладывал под свою шляпу пушечные фитили, которые подпаливал перед сражением, отчего голова капитана пиратов окутывалась клубами дыма, что придавало ему зловещий, дьявольский вид.

Еще Черная Борода надевал крест-накрест, поверх костюма, две широкие перевязи с шестью заряженными пистолетами. Вид у него действительно был устрашающим, учитывая еще отмеченный современниками и хорошо переданный старинными гравюрами безумный, дикий взгляд.


Эдвард Тич, по прозвищу "Черная Борода". Фрагмент гравюры начала XVIII в.


Практически на всех гравюрах XVII-начала XVIII в. пираты изображены с длинными волосами или с модными тогда париками — аллонжами. Например, у Генри Моргана были густые и длинные волосы, по принятой в то время моде.


Портрет "Адмирала пиратов" Генри Моргана. Гравюра XVII в.


Что касается париков, то вещь эта непрактичная, и вряд ли их носили во время плавания. К тому же, парики стоили дорого, были не по карману большинству пиратов, да и скорее всего не нужны им. Скорее хороший парик был символом статуса, его могли себе позволить главари пиратов (до этого отобрав парик у какого-нибудь дворянина или купца на ограбленном корабле). Капитаны могли надеть парик (вместе с дорогим костюмом), когда сходили на берег в крупном порту, чтобы произвести впечатление на собравшуюся публику.


Эдвард Инглэнд. Фрагмент гравюры начала XVIII в.


Как и все моряки XVII-XVIII в.в., пираты Вест-Индии и Индийского океана носили широкие штаны, которые доходили чуть ниже колен и перевязывались лентами. Многие носили кюлоты — так называемые "женские штаны". Они отличались от обычных объемом, так как были очень широкими и скорее напоминали разделенную пополам женскую юбку. Известно, что именно "женские штаны" носил Эдвард Тич (на картине, представленной в первой главе, художник изобразил Черную Бороду как раз в таких "женских штанах").


Пират конца XVII-начала XVIII в. Хорошо видны штаны, перевязанные лентами в районе колен. Рисунок XIX в.


Что касается колец или других украшений в ушах, то в реальности пираты их не носили или, по крайней мере, не сохранилось никаких исторических свидетельств о таком обычае. О них нет упоминания ни у Эксквемелина в "Пиратах Америки" 1678 г., ни у Чарльза Джонсона во "Всеобщей истории грабежей и смертоубийств, учинённых самыми знаменитыми пиратами" 1724 г., ни в других исторических источниках. Кроме того, практически на всех гравюрах уши пиратов закрыты длинными волосами или париками, по принятой тогда моде. Хотя следует упомянуть, что веком ранее (в XVI в.) мужчины в Западной Европе предпочитали короткие стрижки и носили серьги (но не кольца). Но уже с начала XVII в. в моду входят длинные волосы, а вместе с ними исчезают и украшения в ушах у мужчин, чему также способствовали все более распространявшиеся в Англии и Голландии пуританские взгляды. При этом волосы у мужчин было не принято стягивать в пучок на затылке. Так делали только, если надевали парик.


Портрет первого предводителя флибустьеров Ямайки Кристофера Мингса. Картина XVII в.


Да и зачем, спрашивается, носить кольца в ушах, если под длинными волосами или под париком их все равно никто не увидит?

Джон Рэкхем, по прозвищу "Ситцевый Джек". Гравюра начала XVIII в.


Невероятно устойчив оказался миф о ношении пиратами черной повязки на поврежденном глазе. Нет никаких исторических свидетельств того, что пираты с поврежденными глазами закрывали их повязками. Нет ни одного письменного источника и гравюры XVII-XVIII в.в. с описанием или изображением морских разбойников с повязками на глазах.

Кроме этого, существуют некоторые письменные источники, которые свидетельствуют как раз об обратном — о том, что пираты нарочно выставляли напоказ свои старые ранения, чтобы еще больше устрашить врага.

Впервые черные повязки появляются в художественной литературе в конце XIX в., сначала в виде красочных иллюстраций в книгах о пиратах (Говард Пайл считается первым художником-иллюстратором, изобразившим пиратов в пестрой бандане и серьгой в ухе), а позже уже и в самих романах о морских разбойниках. Оттуда же они попадают в кинематограф, раз и навсегда становясь неотъемлемым атрибутом пиратов.

Дележ добычи


Пиратские законы о дележе добычи были очень разными и изменялись со временем. В середине XVII в., когда еще было распространено каперство (морской разбой на основании выданного каким-либо государством разрешения — каперского свидетельства, приватирского патента, комиссии, репрессалий, грабить корабли и поселения враждебных стран), часть добычи, обычно не менее 10 процентов, каперы (или приватиры) отдавали правительству, выдавшему им разрешение на грабеж. Впрочем, часто доля властей была намного выше. Так, в первом полученном капитаном Уильямом Киддом от властей Новой Англии приватирском патенте, доля властей в добыче экспедиции составляла 60 процентов, Кидда и команды соответственно 40. Во втором, полученном в 1696 г., доля властей составляла 55 процентов, доля Кидда и его компаньона Роберта Ливингстона 20 процентов, а оставшаяся четверть полагалась членам команды, для которых не предусматривалось никакого жалования, кроме захваченной добычи.


Приватирский патент (подлинник), выданный капитану Уильяму Кидду в 1696 г.


Из оставшейся добычи часть отдавали поставщикам продовольствия, оружейных принадлежностей, рома и прочего необходимого снаряжения (если брали в кредит). И наконец, та часть добычи, что оставалась у пиратов после этих расчетов (иногда совсем немного), они делили между собой. Капитаны получали больше, как правило, пять-шесть долей.

С исчезновением каперства в конце XVII-начале XVIII в. никаких платежей правительству пираты уже не делали. Хотя были и исключения. Так, Черная Борода подкупал чиновников в портах, которые предоставляли ему информацию о грузе и маршруте торговых кораблей. Другие капитаны просто дарили губернаторам колоний дорогие подарки из награбленного (проще говоря, давали взятки), за общее покровительство.

Кроме того, такие капитаны предоставляли губернаторам дружественных колоний разведывательную информацию о состоянии дел на территории неприятеля и передвижении его флота.


В 1694 г. Томас Тью (слева) подарил губернатору Нью-Йорка Бенджамину Флетчеру (справа) драгоценные камни, захваченные в Красном море. Рисунок XIX в.


Постепенно дележ добычи становился все более демократичным. В начале XVIII в. капитаны стали получать обычно не больше двух — трех долей, а офицеры и того меньше.

Вот как описывает распределение добычи перед экспедицией пиратов во главе с Генри Морганом в Панаму в 1671 г. Эксквемелин, сам участвовавший в этом походе:

"Приведя дела в окончательный порядок, он (Морган — Прим. автора) созвал всех офицеров и капитанов флота, чтобы договориться, какую сумму они должны получить за свою службу. Офицеры собрались и решили, что у Моргана должно быть для особых поручений сто человек; это было сообщено всем рядовым, и они выразили свое согласие. При этом было решено, что каждый корабль должен иметь своего капитана; потом собрались все низшие офицеры-лейтенанты и боцманы — и решили, что капитану нужно выдать восемь долей и еще сверх того, если он отличится; хирургу нужно дать двести реалов на его аптеку и одну долю; плотникам — по сто реалов и одну долю. Кроме того, была установлена доля для особо отличившихся и пострадавших от врага, а также для тех, кто первым водрузит флаг на укреплении врага и провозгласит его английским; они решили, что за это следует добавить еще пятьдесят реалов. Тот, кто будет подвергаться большой опасности, получит сверх своей доли еще двести реалов. Гренадеры, которые забрасывают крепость гранатами, должны получать по пять реалов за каждую гранату.

Затем было установлено возмещение за увечья: кто потеряет обе руки, должен получить сверх своей доли еще полторы тысячи реалов или пятнадцать рабов (по выбору пострадавшего); кто потеряет обе ноги, должен получить тысячу восемьсот реалов или восемнадцать рабов; кто потеряет руку, безразлично левую или правую, должен получить пятьсот реалов или пять рабов. Для потерявшего ногу, безразлично левую или правую, полагалось пятьсот реалов или пять рабов. За потерю глаза полагалось сто реалов или один раб. За потерю пальца — сто реалов или один раб. За огнестрельную рану полагалось пятьсот реалов или пять рабов. За парализованную руку, ногу или палец полагалась такая же плата, как и за утраченную конечность. Сумма, необходимая для выплаты подобных возмещении, должна была изыматься из общей добычи перед ее дележом. Предложения были единодушно поддержаны как Морганом, так и всеми капитанами флота".


Здесь следует пояснить следующее. Испанские серебряные монеты назывались реалами. 8 реалов — это 1 серебряный пиастр (или песо) весом приблизительно 28 граммов, который английские пираты называли восьмериком.

В 1644 г. 1 испанский пиастр приравнивался к 4 английским шиллингам и 6 пенсам (то есть стоил чуть больше одной пятой английского фунта, который состоял из 20 шиллингов). Экономисты подсчитали, что сегодня пиастр стоил бы примерно 12 фунтов стерлингов, т.е. примерно 700 руб. А один реал соответственно — 1,5 фунтов стерлингов, т.е. приблизительно 90 руб.


Тот самый испанский серебряный пиастр XVII в., который английские пираты называли восьмериком


Естественно, что в значительной степени эти подсчеты на современные деньги носят умозрительный характер, принимая во внимание прошедшие столетия, инфляцию, изменения стоимости товарно-материальных ценностей, драгоценных металлов и камней, промышленную революцию и т.д. Но в целом, за неимением лучшего, общее представление дают.

Чтобы лучше разобраться о стоимости пиратской добычи, можно привести в пример средние цены на некоторые товары в Англии XVII-XVIII в.в. (при этом цены на протяжении почти всего XVII в. существенно не менялись; небольшая инфляция началась в последнем десятилетии XVII в. и оставалась такой в начале XVIII в.):

кружка пива в пабе в 2 пинты (чуть больше 1 литра) — 1 пенс;
фунт сыра (чуть меньше полкилограмма) — 3 пенса;
фунт сливочного масла — 4 пенса;
фунт бекона — 1пенс и 2 фартинга;
2 фунта говядины — 4 пенса;
2 фунта свиной вырезки — 1 шиллинг;
фунт селедки — 1 пенс;
живая курица — 4 пенса.
Корова стоила 25-35 шиллингов. Хорошая лошадь стоила от 25 фунтов.

Вся захваченная добыча помещалась до дележа в определенном месте на корабле под охрану квартирмейстера (помощника капитана, следившего за дисциплиной на корабле). Как правило, награбленное делили в конце плавания. В первую очередь, еще до дележа, из общего фонда выплачивалось заранее определенное возмещение пиратам, получившим во время сражения ранения и увечья. Потом получали дополнительные доли отличившиеся в бою. Также, вне очереди, выплачивалось вознаграждение (плата за службу) хирургу, плотнику и другим членам команды, помогавшим в плавании. Естественно, что все вышеперечисленные могли также получать еще и причитающиеся им на общих основаниях доли в добыче.

Вообще, законы пиратов XVII-XVIII в.в. были удивительно прогрессивными для своего времени. Получившие увечья и ранения имели право на заранее установленное возмещение, причем вне очереди. И это в то время, когда законодательство о социальном обеспечении, даже в самых передовых странах Европы, находилось еще в зачаточном состоянии. Простой рабочий, потерявший трудоспособность из-за производственной травмы, в большинстве случаев мог рассчитывать только на добрую волю хозяина, что случалось далеко не всегда.

При дележе добычи каждый давал клятву на Библии, что ничего не утаил и не взял лишнего.

Естественно, точно разделить можно было только золото и серебро. Весь остальной груз, а им могло быть что угодно: специи, чай, сахар, табак, слоновая кость, шелк, драгоценные камни, фарфор и даже чернокожие рабы, обычно продавали перекупщикам в портах. Вообще пираты старались как можно скорее избавиться от объемного груза. Вырученные средства также делили среди команды. Иногда, по разным причинам, захваченный груз не продавали, а также делили. В этом случае имущество оценивалось весьма приблизительно, что часто влекло за собой ссоры и взаимные обиды.

В Вест-Индии, при нападении на испанские поселения, пираты всегда старались захватить как можно больше пленных, за которых можно было получить выкуп. Иногда, сумма выкупа за пленных превышала стоимость прочих захваченных в походе ценностей. От пленных, за которых не удавалось получить выкуп, старались как можно скорее избавиться. Их могли бросить в разграбленном городе или, если пленные были на корабле, высадить на первом попавшемся острове (чтобы не кормить зря) или просто выбросить за борт. Некоторых пленных, за которых не дали выкуп, могли оставить на несколько лет служить на корабле или продать в рабство. При этом, вопреки широко распространенному ныне мнению, в ту эпоху рабами могли стать не только чернокожие африканцы, но и вполне белокожие европейцы, которых также покупали и продавали. Любопытно, что сам Морган в молодости был продан за долги на Барбадосе. Правда, в отличие от африканцев, белые продавались в рабство только на определенный срок. Так, у англичан в колониях Вест-Индии в XVII в. существовал закон: любой человек, задолжавший 25 шиллингов, продается в рабство сроком на год или шесть месяцев.


Генри Морган и испанские пленники. Картина начала XX в.


Любопытно, что иногда пираты обменивали пленных на нужные им товары. Так, Черная Борода однажды обменял у властей группу пленников на сундук с лекарствами.

Самой желанной добычей пиратов в Индийском океане были большие, доверху нагруженные, торговые корабли Ост-Индской компании, которые перевозили разнообразные товары из Индии и Азии в Европу. Один такой корабль мог перевозить груза на 50 тысяч английских фунтов в виде серебра, золота, драгоценных камней и товаров.


Корабль Ост-Индской компании. Картина начала XVIII в.


Вообще, историки предполагают, что морские разбойники Индийского океана были самыми успешным за всю историю пиратства. Так, когда приходило время делить добычу, редко кто из них получал меньше 500 фунтов. Тогда как для флибустьеров Карибского моря считалось удачей получить хотя бы 10-20 фунтов.

Это наглядно показывают следующие примеры.

В 1668 г. примерно пятьсот пиратов во главе с Морганом напали на Портобелло, испанский порт на побережье Панамы. Разграбив Портобелло и захватив горожан в качестве заложников, Морган потребовал выкуп у бежавших в джунгли испанцев. Только получив выкуп в размере 100 тысяч реалов, пираты покинули разграбленный город. В следующем, 1669 г., Морган во главе целой пиратской флотилии напал на испанские города Маракайбо и Гибралтар в Новой Венесуэле. Добычей пиратов стало золото, серебро и драгоценности на общую сумму в 250 тысяч реалов, и это не считая товаров и рабов.


Флибустьеры Моргана штурмуют Портобелло. Гравюра XVII в.


Эта добыча флибустьеров Карибского моря хотя и кажется большой, не идет ни в какое сравнение с добычей морских разбойников Индийского океана.
Например, когда Томас Тью в 1694 г. захватил в Красном море плывший в Индию торговый корабль, каждый член команды получил от 1200 до 3 тысяч фунтов золотом и драгоценными камнями — огромные деньги по тем временам. Доля самого Тью составила 8 тысяч фунтов.

Генри Эвери в 1696 г. захватил в Красном море на торговом корабле "Гансвэй" золота, серебра и драгоценных камней на общую сумму в 600 тысяч франков (или примерно 325 тысяч фунтов).


Мадагаскар. Маленький остров Сент-Мари у восточного побережья стал убежищем пиратов Индийского океана с конца XVII в. и до 1720-х г.г. Карта XVII в.


Пиратам Индийского океана принадлежит и рекорд по захвату самой большой добычи в истории пиратства всех времен и народов. В 1721 г., поблизости у берегов острова Реюньон в Индийском океане, английский пират Джон Тейлор захватил португальский торговый корабль "Ностра-сеньора-де-Кабо", перевозивший груз стоимостью 875 тысяч фунтов! Каждый из пиратов получил тогда, помимо золота и серебра, по нескольку десятков алмазов. Трудно даже представить, сколько бы этот груз стоил сейчас.

Комментариев нет:

Отправить комментарий